От спутника до Митника, или Типология хакеров
Технолингвистические парадоксы
Русское слово «спутник», вошедшее в 1958 году в английский язык, был скрещено со словом «beat» - и появились битники. На смену «разбитому поколению» явились беззаботные «дети-цветы». Большинство хиппи отрицательно относились к компьютерам, видя в них лишь средство централизованного контроля. Те же немногие, кто увидели в них мощную силу, способную преобразовать мир согласно идеалам творческой свободы и неиерархического, неподцензурного никакой цензуре общения, стали работать над этим превращением. Хиппи ушли в прошлое, а их идеалы в будущее, заложив философскую базу кибернетической революции. На арену истории вышла новая порода нон-конформистов: хакеры.
Слово «хакер» невозможно адекватно перевести на русский - в первую очередь, в силу его двусмысленности. С одной стороны, хакер - преступник, незаконно проникающий в компьютерные системы с целью украсть или изменить содержащуюся там информацию. С другой, хакер - это просто специалист по компьютерам и компьютерной связи, для которого его занятие - одновременно и хобби, и работа. Таким образом, слово «хакер» совмещает в себе по крайней мере два значения (один дотошный хакер насчитал целых 69) - одно окрашенное негативно («взломщик»), другое - нейтральное или даже хвалительное («асс», «мастер»).
Иногда два эти значения пытаются развести, именуя зловредных хакеров особым словом - «кракеры». Поясню это различие примером: если вы смотрели фильм «Сеть», то хакером является там именно Анджела Беннет, в то время как «преторианцы» - самые что ни на есть кракеры. (Конечно, было бы правильнее писать «крэкер», но приходится выдерживать параллелизм: слово «хакер» проникло в русский язык, как в свое время «sputnik» - в английский; кроме того, хочется избежать ненужных ассоциаций с известного рода печеньем).
Поток лингвотехнологических метаморфоз (как это свойственно любым превращениям) замыкается на себе, подобно змее, кусающей свой хвост. На конференции по компьютерной безопасности в марте 1995 в Берлингаме Кари Хекман сравнил вызов, брошенный специалистам по секьюрити хакером Кевином Митником, с ситуацией, в которой оказались Соединенные Штаты после того, как русские запустили свой спутник.
Апология и развенчание
Итак, глагол «to hack» применительно к делам компьютерным может означать две противоположные вещи: взломать систему и починить, «залатать» ее. Оба эти действия предполагают общую основу: понимание того, как система устроена, способность оперировать громадными массивами програмных данных. Не случайно, что многие сисопы (системные операторы) - бывшие хакеры (во втором, «ломательном» смысле).
Двусмысленность термина (или псевдо-термина) «хакер» ведет к парадоксам. «Хакер» - это и герой, и хулиган, и расчетливый преступник; мастер киберреальности и угроза компьютеризированному обществу. Отсюда - крайности в оценке: хакеры подвергаются либо полной идеализации (в сочинениях самих хакеров), либо такому же полному очернению (в писаниях журналистов, паразитирующих на навязчивых фобиях обывателя).
Реальность, как всегда - посередине. Грубо говоря, «хакера вообще» не существует. Существуют реальные люди, играющие с компьютерами в очень разные игры. Мотивы игры, ее правила и результаты, к которым она приводит, не сводимы к какой-либо единой формуле, а образуют обширное поле возможностей.
Хакер - двигатель прогресса
В 1984 году Стивен Леви в своей знаменитой книге «Хакеры: Герои компьютерной революции» сформулировал принципы «хакерской этики»,
«Доступ к компьютерам должен быть неограниченным и полным».
«Вся информация должна быть бесплатной».
«Не верь властям - борись за децентрализацию».
«Ты можешь творить на компьютере искусство и красоту».
«Компьютеры могут изменить твою жизнь к лучшему».
Эти формулировки восходят, несомненно, к коммунализму и свободомыслию хипповских коммун 60-х (куда же восходит философия хиппи - спросите у Андрея Мадисона).
Леви говорит о трех поколениях хакеров.
Первое возникло в шестидесятых-начале семидесятых на отделениях компьютерных наук в университетах. Используя технику «разделения времени» эти парни преобразовали «компьютеры общего пользования» (mainframes) в виртуальные персональные компьютеры, существенно расширив, тем самым, доступ к компьютерам.
Затем, в конце 70-х, второе поколение делает следующий шаг -изобретение и производство персональных компьютеров. Эти неакадемические хакеры были яркими представителями контр-культуры. Например, Стив Джобс, хиппи-битломан, бросивший колледж, когда ему надоело учиться, или Стив Возняк, инжинер в «Хьюлетт-Пакардс». Прежде, чем приуспеть в «Эппл», оба Стива занимались тем, что собирали и продавали так называемые «синие ящики» - приспособления, позволяющие бесплатно звонить по телефону. А их друг и сотрудник на ранних стадиях Ли Фельсенштайн, разработавший первый переносной компьютер, который назывался «Осборн-1» вообще был радикалом из «новых левых» и писал «подрывные» статьи для известной подпольной газеты «Berkeley Barb».
«Не спрашивай, что твоя страна может для тебя сделать. Лучше сделай что-нибудь сам», - говорила тогдашняя молодежь, перфразируя лозунг Джона Кеннеди. «Делай свое дело» легко переводилось как «ачни свой бизнес». енавидимые широкими кругами истеблишмента, хиппи были с готовностью приняты в мир малого бизнеса. С собой они принесли честность и легкость в общении, что оказалось привлекательным как для продавцов, так и для покупателей. Однако успех в бизнесе, принесший многим из них богатство и власть в молодом возрасте, не обязательно сопровождался «перерастанием» их контр-культурных ценностей.
Третье поколение кибер-революционеров, хакеры начала 80-х, создали множество прикладных, учебных и игровых программ для персональных компьютеров. Типичная фигура здесь - Мич Кейпор, бывший учитель трансцендентальной медитации, создавший программу «Lotus 1-2-3», которая весьма способствовала успеху IBM-овских компьютеров. Подобно большинству компьютерных первопроходцев, Кейпор по прежнему активен. «Фонд электронных рубежей» (Electronic Frontier Foundation), основанный им совместно с текстовиком из «Грейтфул Дэд», успешно влияет на политику Вашингтона в отношении гражданских прав в киберпространстве.
За годы, прошедшие с выхода книги Леви, к власти пришло четвертое поколение революционеров, свершения которых живописует в Time Magazine Стюарт Бренд. Именно они преобразовали милитаристскую ARPAnet - сеть, финансировавшуюся министерством обороны США, в «тотальную дигитальную эпидемию», известную ныне как Интернет. Создание неиерархической системы коммуникации, называемой Usenet и бесчисленных «досок объявлений» (BBS) - тоже их заслуга. Руководствуясь той же «хакерской этикой», что и предыдущие поколения, они противостоят коммерционализации Интернета, создавая программы, которые тут же становятся доступны всякому, кто их пожелает - так называемые «freeware» или «shareware», живо напоминая «диггеров» 60-х, «подрывавших капитализм», бесплатно раздавая свое имущество и товары.
Конечно, - пишет Бренд, - далеко не всякий на электронных рубежах ощущает свою преемственность с конр-культурными корнями 60-х. Трудно назвать хиппи иколаса егропонте, шефа Лаборатории массовых коммуникаций в Массачусетском институте технологии (M.I.T.) или магната «Майкрософта» Билла Гейтса. Тем не менее, философия 60-х сохраняет живой творческий потенциал. Виртуальная реальность - компьютеризированное сенсорное погружение - получила свое название и была снабжена начальной технологической базой Джейроном Ланье, который вырос в ью-Мехико в «геодезической юрте» (изобретение Букминстера Фуллера, популярное среди хиппи), зарабатывал деньги игрой на флейте в ью-Йоркской подземке и до сих пор носит длиннейшие растафаровские косички. Последнее поколение суперкомпьютеров, допускающих громадное количество параллельных подключений, разрабатывалось и запускалось в производство гениальным волосатиком Данном иллисом, который задался целью построить машину, «которая могла бы нами гордиться». Система криптографирования, называемая PGP (Pretty Good Privacy), обеспечивающая приватность каждому пользователю -детище патлатого пацифиста из Боулдера Филиппа Циммермана (кстати, за то, что он забросил свое изобретение в Интернет американские власти хотели впаять ему срок - там действует закон запрещающий экспорт сильных криптографических методов), а нашумевшая программа «SATAN», позволяющая выявлять дыры в защите компьютерных систем - творение неуживчивого анархиста Дэна Фармера.
Таковы «хорошие хакеры», двигающие технический прогресс и использующие свои знания и умения на благо человечества. Им, как водится, противостоят «плохие» - которые читают чужие письма, воруют чужие программы и всеми доступными способами вредят прогрессивному человечеству. О них мы поговорим в следующий раз.
Мирза БАБАЕВ.